Менеджмент
Ваших
Амбиций

Кодекс этики медиатора

Преамбула

Целью данного Кодекса является определение нравственных основ для единых требований к предоставлению медиаторами качественных услуг (помощи) по медиации в Украине.

1. Общие положения

1.1. В настоящем Кодексе термины употребляются в следующем значении:

Медиация – это процедура разрешения конфликта (спора) путем переговоров сторон конфликта (спора) с помощью одного или нескольких посредников – медиаторов. Медиация основывается на принципах добровольного участия; активности сторон медиации; самоопределение медиатора и сторон медиации; толерантности, дружелюбия, независимости и нейтральности медиатора; конфиденциальности информации, полученной во время медиации, и факта медиации.

Медиатор – это специально подготовленный посредник, помогающий сторонам конфликта (спора) в его урегулировании путем организации и обеспечения структурированного переговорного процесса и налаживания коммуникации между сторонами. Медиатор не принимает решений о содержании конфликта (спора).

1.2. При наличии соответствующего запроса от сторон медиации, что отражается в письменном договоре о проведении медиации, и при наличии у медиатора необходимой компетентности медиатор может проводить медиацию, давая оценку сути конфликта (спора) и советы по пути его разрешения. При этом медиатор в любом случае не принимает никаких решений по поводу конфликта (спора).

1.3. Реализация положений настоящего Кодекса в деятельности медиаторов не должна противоречить законодательству Украины и требованиям международного законодательства, составляющего часть украинского законодательства.

1.4. Информация о подготовке, образовании, опыте медиатора доступна сторонам и содержится в Реестре медиаторов Международного центра медиации Бизнес Школы КРОК.

Информация о медиаторе в Реестр медиаторов вносится после заполнения необходимой информации о деятельности медиатора и оплаты за ведение Реестра медиаторов.

1.5. Выбор медиатора является неотъемлемым правом сторон. Стороны имеют право выбора 2 (двух) медиаторов для проведения медиации. В случае если с учётом обстоятельств дела есть необходимость в привлечении к процессу медиации помощника медиатора, на работу помощника распространяются требования по принципам медиации. Статус и роль такого помощника согласны сторонами медиации в соответствующем договоре о проведении медиации.

2. Этические требования к медиатору

2.1. Независимость и нейтральность. Медиатор должен быть независимым от влияния третьих лиц на процедуру и результат медиации. Медиатор должен быть нейтральным лицом, не заинтересованным в содержании спора.

2.2. Беспристрастность. Медиатор должен быть беспристрастным по отношению к сторонам, фактам, суждениям в конфликте (споре), осознанно оставляя в стороне собственные стереотипы и собственный жизненный опыт. Медиатор не имеет права оценивать поведение и взгляды сторон медиации за исключением явного нарушения ими правовых и/или нравственных норм или порядка проведения медиации.

2.3. Толерантность и дружелюбие. Медиатор должен быть толерантным, уважать достоинство участников медиации и проявлять равное внимание и доброжелательность к сторонам медиации.

2.4. Конфиденциальность. Медиатор должен соблюдать все правила конфиденциальности. Медиатор сохраняет конфиденциальность всей информации, возникающей в связи с медиацией, включая тот факт, что медиация должна состояться или имела место, только по закону или по соображениям государственной политики.

2.5. Честность и искренность намерений. Медиатор должен обеспечить надлежащее информирование сторон о процедуре медиации. Медиатор стремится в каждом конфликте (споре) помочь его участникам найти общий язык и мирным ненасильственным путем найти взаимоприемлемое решение конфликта (спора).

2.6. Добровольность и самоопределение медиатора. Медиатор по своей воле принимает участие в медиации по конкретному делу. Медиатор самостоятельно определяет сферы своей специализации в медиации и форму организации своей медиаторской деятельности в соответствии с требованиями законодательства. Медиатор может предоставлять услуги в комедиации (при участии нескольких медиаторов), если это нужно с учетом сложности, специфики спора, множественности или гендерного состава сторон, нехватки собственного опыта медиатора.

2.7. Обучение и повышение квалификации медиатора. Медиатор должен быть компетентным во всех вопросах, касающихся процедуры медиации, что предполагает наличие необходимых знаний, умений и навыков, их непрерывное обновление и развитие.

Медиатор должен иметь степень магистра в сфере медиации или не менее 90 часов обучения и 90 часов практической деятельности. Кроме того, компетентность медиатора предусматривает ежегодное усовершенствование знаний и практики медиации в объеме 1,5 кредитов, где 1 кредит равняется 30 часам.

В случае, если медиатор проходил обучение в Бизнес Школе КРОК, последний обязуется пройти тестирование и продемонстрировать свои медиационные навыки комиссии, состоящей из двух квалифицированных медиаторов, которые официально трудоустроены в Бизнес Школе КРОК или которые преподают медиацию в Бизнес Школе КРОК.

2.8. Этика отношений меж медиаторами. Отношения между медиаторами должны строиться на основе взаимного уважения, соблюдения прав медиаторов, следования всем основным принципам этики медиатора, предусмотренным настоящим Кодексом. Медиатор не должен допускать по отношению к другому медиатору бестактных и унизительных выражений, высказываний, унижающих его честь и достоинство, наносят ущерб его деловой репутации; распространение заведомо ложных сведений.

3. Этические основы участия медиатора в медиации

3.1. До согласия на участие в процедуре медиации медиатор должен убедиться в собственной компетентности и способности сохранить беспристрастность.

3.2. Медиатор должен отказаться от участия в процедуре медиации в случае невозможности сохранить беспристрастность, а также при наличии финансовой или иной заинтересованности (прямой или косвенной) медиатора в конкретном результате медиации.

3.3. При наличии обстоятельств, которые могут повлиять на независимость, нейтральность или беспристрастность медиатора, он должен сообщить о них сторонам медиации, и может проводить медиацию только при наличии письменного согласия всех сторон медиации и если он уверен в своей способности сохранить независимость, нейтральность и беспристрастность.

3.4. Договор о медиации может заключаться в устной или письменной форме в зависимости от требований законодательства.

3.5. Медиатор обязан проинформировать стороны о лицах, которые будут вовлечены в медиацию (помощников, экспертов, аудиторов).

3.6. Медиатор обязан обеспечить заключение договора о неразглашении конфиденциальной информации между сторонами и третьими лицами.

3.7. Медиатор обязан хранить в качестве конфиденциальной информации всю информацию, полученную в процессе проведения или связанную с ней, включая факт, что медиация будет проведена или уже имела место, за исключением случаев, если это связано с требованиями закона.

3.8. Конфликт интересов. Медиатор должен избегать ситуаций конфликта интересов, как во время, так и после медиации. Конфликт-интересов не распространяется на публичное общение между медиатором и сторонами медиации в публичном (социальном) пространстве (профессиональные мероприятия, тренинги, конференции, форумы и т.д.). Медиатор должен соблюдать профессиональные стандарты добродетели и этики при взаимодействии в публичном (социальном) пространстве.

3.9. Медиатор вправе рекламировать и продвигать свои услуги профессиональным, правдивым и достойным образом. Медиатор должен быть честен в рекламировании услуг медиации.

3.10. Медиатор должен воздержаться от обещаний и гарантий результатов медиации.

3.11. Медиатор может консультировать стороны медиации по процессу медиации.

3.12. Медиатор может, по запросу, в рамках своей компетентности предоставлять консультационные услуги (пред-/пост-медиационный консалтинг).

3.13. Медиатор должен в каждом случае предоставлять сторонам полную информацию о способе вознаграждения, его размере и условиях оплаты. Медиатор не соглашается на проведение медиации пока не урегулированы финансовые вопросы предоставляемых услуг. Медиатор не может начинать процедуру медиации, пока не получено согласие всех заинтересованных сторон на соответствующий размер вознаграждения.

4. Ответственность медиатора

4.1. Медиатор, не соблюдающий нормы профессиональной этики, медиатор исключается из Реестра медиаторов без компенсации каких-либо уже уплаченных средств.

4.2.Для определения нарушения профессиональной этики созывается комиссия из двух квалифицированных медиаторов, официально трудоустроенных в Бизнес Школе КРОК или преподающих медиацию в Бизнес Школе КРОК.

4.3.В случае, если медиатор не вносит годовую оплату в начале нового года до 10 числа первого месяца за ведение Реестра медиаторов, последний исключается из такого Реестра без создания каких-либо комиссий.