Менеджмент
Ваших
Амбиций

Кто такой медиатор и за что отвечает?

Разнообразные конфликты довольно часто доходят до разрешения в судебном порядке. Каждая сторона считает, что только ее позиция верна, что не способствует решению проблемы. Помочь разрешить конфликт мирно способна медиация. Именно о ней и пойдет речь. Дочитайте статью до конца, чтобы узнать о медиации, особенностях ее применения, а также получить ответы на вопрос, кто такой медиатор и чем именно он занимается.

Что такое медиация?

Под медиацией следует понимать процедуру разрешения споров (конфликтов) между физическими, юридическими лицами путем привлечения нейтральной стороны, то есть медиатора. Каждый участник конфликта принимает участие в переговорах на добровольной основе.

Медиация актуальна для споров в трудовой, коммерческой, семейной сферах, где важно сохранить репутацию и хорошие отношения. Процедура предусматривает подготовительные мероприятия, проведение индивидуальных и совместных встреч с медиатором. Темп и форма могут быть разными. Возможны как онлайн, так и очные встречи. Допускается привлечение экспертов и специалистов из разных областей. Медиация оставляет сторонам конфликта право на судебное решение.

Задача медиации не состоит в том, чтобы предложить варианты решения проблемы, а в создании условий для диалога, в ходе которого стороны самостоятельно и взаимно находят пути удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Правовые принципы медиации зафиксированы в ЗУ «О медиации», принятом 16.11.2021.

Роль и задачи медиатора

Медиатор – это независимый и беспристрастный специалист, роль которого заключается в организации процесса урегулирования спора. Он беспристрастный переговорщик.

Медиатором может быть любое физическое лицо, прошедшее соответствующую базовую подготовку, включающее минимум 90 часов обучения.

Задания медиатора:

  • налаживание понимания и общения сторон конфликта;
  • управление процессом медиации, проведение участников через все стадии медиации;
  • уменьшение уровня эмоционального напряжения;
  • проверка договоренностей о реалистичности.

Медиатор не влияет на принятые решения, не дает совета сторонам относительно объекта или предмета конфликта и т.д.

Основные аспекты выполнения задач медиатора

Рабочий процесс медиатора состоит из следующих этапов:

  • проведение встречи со сторонами спора с использованием современных практик медиации;
  • выявление позиций и интересов сторон;
  • содействие разрешению конфликта, в том числе путем привлечения посторонних специалистов, согласование отдельных положений;
  • заключение сделки.

Обязательным условием медиации является установление в начале переговоров правил, по которым они будут проходить.

Важные навыки и свойства, которые должен обладать медиатор

Профессия предполагает наличие знаний  в разных областях – от права до психологии. Базовые навыки медиатора предполагают отличную ориентировку в стратегиях ведения переговоров и умение правильно подбирать их в соответствии с ситуацией.

Компетенция в разрешении конфликтов

Основные компетенции, которые должен иметь медиатор:

  • процедурная;
  • эмоциональная;
  • этическая;
  • правовая;
  • конфликтологическая;
  • коммуникативная.

Сведения по правовому и этическому характеру

Специалист в области медиации знает основные условия законодательства, касающиеся предмета конфликта и медиации. Он понимает пределы своей компетенции и при необходимости может привлечь к диалогу экспертов.

Эффективные коммуникативные умения

Предусматривают навыки активного слушания, способности четко формулировать мысли. Медиатор должен уметь задавать открытые вопросы и поощрять стороны конфликта к обсуждению.

Умение управлять эмоциями

Разрешение споров всегда связано с напряженностью, поэтому для объективности посредника нужно сохранять эмоциональную устойчивость, уметь распознавать и преодолевать эмоциональные барьеры. Не менее важен навык создания безопасной атмосферы.

Знание процедур медиации

Медиатор должен быть знаком всем этапам и основным техникам медиации. Специалист должен следить за соблюдением установленных правил и процедур.

Способность к саморефлексии

Чтобы стать отличным специалистом, мало просто знать, что такое медиатор, нужно четко осознавать собственные ограничения и предубеждения. Плюсом будет открытость самоанализа и обратной связи, готовность совершенствовать навыки.

Весомость роли медиатора в процессе разрешения конфликтов

Медиатор позволяет объективно рассмотреть ситуацию без предвзятости и с обеспечением равноправия каждой из сторон. Он помогает наладить коммуникацию, следит за тем, чтобы переговоры проходили в мирном, продуктивном ключе.

Ответственность медиатора

Медиатор несет ответственность за нарушение профессиональной и деловой этики, требований действующего законодательства и договорных обязательств. Если любая из сторон медиации считает, чтобы бездействие или определенные действия медиатора нанесли их моральный, материальный ущерб, то он может подать жалобу к объединению медиаторов. Также защита интересов и прав возможна в судебном порядке.

Основные преимущества и характеристики метода медиации

Медиация помогает ускорить разрешение конфликтной ситуации. В ходе мирных переговоров стороны принимают взаимоприемлемое решение в отличие от суда, где основным ориентиром выступают нормы закона.

Обеспечение конфиденциальности в процессе медиации

Вся информация, которая становится известна во время проведения переговоров, не разглашается. Таким образом, не обнародуются не только детали конфликта, но и факт его наличия.

Попробовать себя в этой профессии помогут курсы медиаторов. Направление будет интересно психологам, коучам, адвокатам, TOP-менеджерам, специалистам в сфере HR.