Менеджмент
Ваших
Амбиций

Креативность как способ мышления успешных. Инсайты с Florida Creativity Conference XVI.

О креативности как про ведущущий навык для развития в эпоху IV промышленной революции, сказано уже много. И что это полезно, и это не искусство, а образ мышления, и это стимулирует инновации и трансформации предприятий. Что еще нового мы можем узнать о креативности? Интересным опытом о трендах развития креативности в мире делится эксперт по развитию креативного мышления, преподаватель Бизнес Школы КРОК, руководитель Центра исследований креативности, автор программы "Креативное мышление в бизнесе", PhD Оксана Седашова. Она провела свой авторский воршкоп на Florida Creativity Conference XVI (University of South Florida., Г. Сарасота, США), став единственной представительницей Европы на конференции.

Про аутентичность

Американцы - нация эмпатов. Эмоциональный интеллект они считают таким же важным, как и способность создавать новое. Эмпатия проявляется в очень открытых отношениях с социумом - представители американской нации очень приветливые, и вместе с этим способны сопереживать. А еще эмпатия выражается в понимании себя. Именно поэтому развитие креативности начинается с сознательного отношения к своим желаниям, мечтам, потребностям, ожиданиям. Ведь каждый является уникальной личностью, наделенной многочисленными разнообразными задатками, часто развитыми способностям и талантам. Аутентичность - это о том, как понять и принять себя для того, чтобы максимально раскрыть свои таланты. Именно на прочную подлинность прекрасно ложатся знания о технологиях, способах, стратегиях креативности. На конференции я осознала, что стоит достичь гармонию со своим внутренним "я", пробудить "креативный дух", научиться чувствовать и мыслить так, чтобы мысли поддерживали желание творить, а не наоборот - загонять в страх и стыд, что ничего хорошего не получится .

Вот поэтому в начале конференции под руководством экспертов мы пытались понять себя, признать свои лучшие стороны и позволить себе креативить.

Про визуальные фреймворки

Умение работать с визуальными образами и метафорами - еще одно популярное в Америке направление для креативного решения бизнес-проблем. Именно этому был посвящен воркшоп Инновационной лаборатории музея Сальвадора Дали (г. Сейнт-Петерсбург, Флорида, США). Доктор Ким Макуаре рассказала, что можно толковать фрагменты картин Сальвадора Дали сквозь призму собственного мировосприятия к миру, разыскивая в них идеи для решения проблем. Используя визуальный канал восприятия информации, одновременно думая о важном вопросе или проблеме, мы трансформируем смысл зрительных паттернов и пытаемся получить свежие решения. Интересно, что мой собственный воркшоп, который я представила на конференции для американской аудитории, был в очень созвучным с этой тенденцией: используя авторскую методологию, я показала, как активировать и использовать воображение для решения бизнес-проблем.

Многие мастер-классы конференции также направлены на формирование умения представлять, фантазировать, применять релевантное мышление и аналогию.

О динамическом обучении и геймификации

Наблюдая за тем, как учатся взрослые в течение Florida Creativity Conference, я увидела закономерность, что именно динамические способы обучения позволяют лучше понять предмет обучения, причем через получение удовольствия от вовлеченности в процессы и межличностную коммуникацию. Я присутствовала на одном мастер-классе, где спикер давала очень полезную информацию, но почти не предлагая слушателям окунуться в атмосферу исследования или выработки навыков. Это было действительно скучно, и желание овладеть новой техникой снижалось к нулю. И я помню другие воркшопы, которые были очень динамичны, участникам предлагалось что-то создать собственными руками, или озвучить свой чувственный опыт в команде, или сгенерировать какие-то идеи. "Sharing" - очень популярный сейчас в США элемент в обучении и, как мне показалось, целая культура делиться, распространять опыт определенного момента времени в группе, команде. Такие межперсональных открытые коммуникации позволяют преподавателю понять, на каком этапе обучения находится студент, а студентам - услышать инсайты от коллег и, тем самым, больше понять. Например, такой подход активно использовался на конференции во время тренингов по подлинности и раскрытию креативного потенциала.

Воркшопы, которые были построены как игра, вызвали большой интерес аудитории. Настоящим погружением в игру стал мастер-класс доктора Чабы Освата, посвященный использования креативных техник для решения проблем через методологию Lego Serious Play. Доктор Осват рассказал о том, как можно активировать инновационное мышление через руки - когда человек что-то творит руками. На мастер-классе было представлено 23 алгоритма использования Lego в процессе генерирования идей и поиска решений: SCAMPER, Design Thinking, инверсия, различные виды мозговых штурмов, сторителинг - и все с помощью Lego

Про креативные профили в команде

Сегодня одной из главных задач организаций и предприятий является создание эффективных команд. Очень часто происходит, когда в компании работают умные самодостаточные люди, которые не умеют работать в команде. Проблема здесь кроется не только в особенностях корпоративной культуры, неумение коммуницировать в команде, договариваться, но и в непонимании своих сильных сторон и особенностей как у человека, который причастен к генерированию идей и выработки решений, ведения проектов. На конференции компанией FourSight был представлен ценный инструмент для определения профиля сотрудника с точки зрения креативности: Кто ты как креативный мыслитель? Clarifier - тот, кто мастерски умеет определять истинные проблемы? Ideator - генератор идей? Developer - тот, кто может отобрать лучшие идеи, отшлифовать их? Implementer - тот кто умеет реализовать идеи? Или комбинации данных профилей? Каждый участник конференции получил индивидуальный анализ своего профиля и рекомендации. Когда мы знаем, какая работа получается у нас лучше, и об этом знает руководитель, тогда есть возможность создать наиболее эффективную команду, распределив роли и задачи в соответствии с профилем каждого сотрудника. Это важный аспект, способный привести организацию к стремительному успеху.

Итак, креативность. Это вообще не о творчестве. Это о том, как научить каждого креативно мыслить в соответствии с особенностями его работы, его задач. Научить креативно взаимодействовать в командах - для того, чтобы быстро и эффективно находить неочевидные успешные решения для решения проблем, вызовов, задач. Вот такие мои выводы и инсайты с Florida Creativity Conference.

В спецвыпуске Harvard Business Review о креативности, который вышел в апреле 2019 года, сказано, что креативность не должна ограничиваться только типами "творческих личностей" в вашей организации. Поскольку технологии и стратегии меняются, а потребности клиентов развивающихся компании все чаще ожидают, что каждый на каждом уровне предоставит свои идеи. Итак, как можно сформировать, воспитать новое мышление о продуктах, процессы и проблемы? Бизнес Школа КРОК приглашает на обучение по программе "Креативное мышление в бизнесе", где вы получите прикладные инструменты, необходимые для того, чтобы развить прорывное креативное мышление - в вашей организации, вашей команде и в своей работе.

Оксана Седашова