Стартапы рождаются одинаково: яркая идея, надежда на лучшее будущее, бурная деятельность и поиски инвестиций. Кажется, что рынок и потребители с распростёртыми объятьями ждут новинку, призванную решить проблемы, удовлетворить человеческие потребности и стать брендом № 1.
Но реальность оказывается иной. По статистике более 90 % стартапов так и не дорастают до полноценного, приносящего доход, бизнеса. И причины неудач отечественного стартапостроение, как правило, идентичны. Мы рассмотрим 5 самых распространённых.
Неумение разумно тратить деньги на старте.
Как только к руководителю проекта на "посевной" стадии попадают деньги инвестора, появляется искушение нанять большую команду, обустроить офис, обзавестись массой, на первый взгляд, необходимых, но, по сути, лишних мелочей. Всё это приводит к тому, что деньги заканчиваются раньше, чем бизнес успевает развиться и окрепнуть. А новую порцию инвестиций найти удаётся далеко не всегда.
Отсутствие чёткой стратегии.
Без тщательной прорисовки глобальной цели и промежуточных этапов, без плана, подкрепляемого глубоким маркетинговым анализом, новичка на рынке может спасти только сверхъестественное везение. В большинстве случаев, он так и остаётся незамеченным либо ему "перекрывают кислород" более опытные конкуренты.
Вывод: планирование - наше всё.
Неправильно выбранное время.
Область инноваций - это всегда риск. Бывает, что новинка спешно выводится на рынок, но из-за недоработок теряет потенциал на старте. Клиенты пробуют, разочаровываются и больше не возвращаются.
Или же продукт бесконечно дорабатывают и отшлифовывают, теряя драгоценное время. А когда стартап наконец-то выходит в мир, оказывается неинтересен потенциальным потребителям настолько, насколько предполагали разработчики. Потому что пустующую нишу к этому времени замечает и частично заполняет кто-то другой.
"Слабые звенья" в команде.
Вытащить стартап в одиночку невозможно. Но люди, с которыми приходится строить бизнес, могут иметь собственные планы, своё видение. Иногда члены команды оказываются недостаточно компетентными и не выполняют свою часть работы или, посчитав себя обделёнными, откровенно саботируют процессы.
Поэтому в команду стоит брать людей амбициозных, знающих своё дело, но при этом умеющих идти на уступки, договариваться.
Потеря мотивации.
Человеку свойственно очаровываться и разочаровываться. Случается, что основатели стартапа на долгом пути реализации оригинальной, яркой идеи теряют запал, остывают. Нередко в такое состояние их вгоняет инвестор, который забирает львиную долю компании (до 80 %) и тем самым лишает предпринимателей финансовой мотивации.
Конечно, никто не отменял различных форс-мажоров, но, по сути, основные проблемы развития стартапов так или иначе касаются продукта, команды или отношений с инвестором.
Приглашаем Вас на семинары на тему менеджмента и лидерства
Просмотреть все семинары BSK