Менеджмент
Ваших
Амбиций

Основные инструменты управления знаниями

Виктория Олешко, преподаватель BSK

Контент - лидер Школы управления знаниями

В последние годы проблемы корпоративной амнезии и процесса распространения знаний между сотрудниками компаний приобретают все большее значение. Как обеспечить сохранность экспертных знаний в компании? Каким образом привлекать сотрудников к системе распространения знаний? Как эффективно извлекать уроки из кризисных ситуаций и проектов, а затем использовать их в своей работе? Ответы на эти вопросы дает управление знаниями.

Управление знаниями (англ. Knowledge management) - относительно молодая дисциплина, предлагает большое количество инструментов, которые позволяют создавать, организовывать, хранить, распространять и использовать знания в более эффективный способ. Те инструменты, которые вы применяете в своей компании, образуют вашу уникальную систему менеджмента знаний. Какие же инструменты выбрать? Это зависит от вашей стратегии. Стратегия по управлению знаниями должна предоставить вам ответы на три вопроса:

  • Где сейчас находится ваша компания?

  • Где бы вы хотели быть?

  • Каким образом добраться из точки А в точку Б?

Аудит знаний поможет оценить текущую ситуацию. Результат аудита - это карта знаний, предоставляет ответ на вопрос о наиболее важной экспертизе, которой владеет компания: кто из сотрудников наиболее опытный и подготовленный и обладает такой экспертизой? Ваша задача состоит в том, чтобы решить, каким образом сделать невозможным виток наиболее критических знаний компании. Для этого применяются такие инструменты управления знаниями, как менторство, базы знаний, финальное интервью и тому подобное.

Подумайте о целях вашей бизнес стратегии. В каких знаниях нуждается ваша компания с этой точки зрения? Выберите и имплементируйте те инструменты, которые помогут вам создать, распространить и сохранить эти знания: ретроспектива, разбор полетов, совещание коллег, сторителинг, книга лучших практик, банк идей, сообщества практиков и тому подобное. Некоторые из этих инструментов требуют специальных ИТ-платформ, в то время как другие - лишь вашего желания и базовых навыков фасилитации.

Начните с того места, где вы сейчас находитесь, и шаг за шагом добавляйте новые инструменты. Не торопитесь: вам нужно время для создания культуры управления знаниями в вашей компании. Краеугольным камнем этой культуры является доверие. Без доверия между работниками вашей компании распространение знаний становится невозможным, но вы не сможете выстроить культуру доверия быстро.

И напоследок: начните цикл снова. Имплементация управления знаниями - это бесконечный проект. Это обучение в течении всей жизни вашей компании: оно имеет начало, но не имеет конца.