Management
Your
Ambitions

Стратегическое планирование

Статья Олега Богатова


«В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ БИЗНЕС ПЕРЕХОДИТ ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦИФР К РАЗРАБОТКЕ ПОЛИТИК И СЦЕНАРИЕВ»

Наше общество переживает время революционных потрясений. Очень быстро меняется не только общество, экономика, но даже инструменты, которыми пользуются в своей работе управленцы и бизнесмены. О том, как видоизменяются такие понятия как стратегия и планирование, журналисту рассказал преподаватель Бизнес-школы «Крок» Олег Богатов.

Олег, вы являетесь экспертом в области стратегического планирования. Почему управленец должен владеть этим умением?

Стратегическое планирование – направление, которое традиционно относится к сфере компетенции топ-менеджмента. Но сегодня по мере того, как организации становятся более плоскими, с меньшим количеством уровней иерархии, все более широкий круг управленцев вовлекается в процесс стратегического управления. 

Но разве можно что-то предвидеть на длительный срок в ситуации, когда в стране и обществе все меняется буквально на глазах?

Согласен с вами. Стратегическое планирование - это дисциплина, которая как ни одна другая, пережила драматичные изменения в последние годы. Глобализация, стремительное развитие новых технологий, перманентный финансовый кризис перевернули наши представления об окружающем мире. Когда все эти мегатренды накладываются друг на друга, планировать как прежде на 3-5 лет вперед уже невозможно. Точнее – невозможно, если пользоваться старыми инструментами.

Откликаясь на вызовы времени, стратегическое планирование радикально изменилось по своей сути. Сегодня оно является скорее не стратегическим, а оппортунистическим (от латинского opportunus – получение выгоды в сложившихся обстоятельствах). Бизнес-планирование уже не имеет тех жестких рамок, как это было до кризиса 2008 года. Произошел переход от прогнозирования количественных индикаторов деятельности к определению политики развития, когда задается определенная идеология изменений, которой следует организация. Соответственно используются новые технологии планирования.

Например, я рассказываю студентам о сценарном планировании – методе, когда группой специалистов формируются определенные варианты картины будущего. Обычно их три-четыре. Исходя из них и выбирается вектор развития компании. Это один из наиболее эффективных инструментов стратегического управления, который активно развивается в последние годы. 

По вашему мнению, в какой степени украинский управленец (будем говорить о топ-уровне менеджеров) владеет навыками стратегического планирования?

В Украине сегодня уже сформировалась критическая масса менеджеров высшего звена, способных пользоваться этим инструментом. Но опять же хочу обратить внимание на тот факт, что мы живем в условиях нестабильной внешней среды. Причем слово «меняется» означает, что данная среда становится все более токсичной по отношению к бизнесу. Все планы компаний, которые я видел 3-4 года назад, основывались на тезисе, что «вот сейчас плохо, но через пару лет ситуация начнет выравниваться, и все вернется к business as usual. Как видите, эти ожидания не оправдались.

Могли бы вы привести примеры успешного использования стратегического планирования в деятельности отечественных и украинских компаний. Возможно, расскажете случай из личного бизнес-опыта…

Осенью 2012 года в рамках своего бизнеса я, пользуясь знаниями, полученными в INSEAD, предложил провести сценарное планирование, касающееся перспектив развития двух ключевых направлений деятельности. Не буду пересказывать весь процесс сценарного планирования. Скажу лишь, что его результаты были в той или иной степени имплементированы в конце 2012 года.

В 2015 году я вернулся к тому давнему анализу. И с удивлением обнаружил, что мы во многом предсказали совершенно невероятные, даже немыслимые на тот момент события в украинской экономике и политике, которые произошли в течение 2014 года. Два сценария из четырех, разработанных в 2012 году, процентов на 80 оправдались. Для меня это был настоящий шок!

По сути, в этом и заключается преимущество такого инструмента как сценарное планирование – даже самые смелые и кажущиеся невероятными варианты развития событий могут быть спрогнозированы и более-менее детально описаны. 

В вашем послужном списке учеба на программе Executive MBA в INSEAD – бизнес-школе, которая считается в настоящее время одной из лучших. Любопытно услышать ваши впечатления от обучения в INSEAD. Насколько опыт полученный там, применим к реалиям современной Украины.

INSEAD – самый яркий эпизод в моем образовании. Это был потрясающий опыт, к которому я постоянно возвращаюсь. Например, в полной мере оценить мастерство преподавателей этой бизнес-школы, я смог только сейчас, когда сам читаю лекции студентам. Правильно говорят - чтобы учить хорошо, надо учиться у лучших.

Кроме того, в INSEAD я встретил замечательный коллектив студентов: люди из почти трех десятков стран, которые представляют разные культуры и ценности. Общение с ними дало понимание того, что, несмотря на схожесть каких-то базовых принципов, наш мир бесконечно многообразен. И то насколько нашей стране важно сегодня определить свое место в глобальном контексте.

В этом плане иногда ощущаешь, что Украина находится на периферии глобальных процессов. Очень надеюсь, что новое поколение управленцев, в том числе выпускники Бизнес-школы «Крок», смогут изменить эту ситуацию. 

Каким будет поколение деловых людей, которые придут в бизнес в ближайшее время? И что нового они привнесут?

В Бизнес-школе «Крок» я преподаю современный менеджмент. По моему глубокому убеждению, это одна из фундаментальных дисциплин программы. Именно с нее начинается знакомство с бизнес-коммуникациями, деловой этикой, управлением организациями, операционным менеджментом и многими другими дисциплинами любой программы MBA.

Честно говоря, одна из главных причин, по которой я пошел преподавать в «Крок», – желание поближе познакомиться с теми, кто будет определять повестку дня в нашей экономике и государстве через 10 лет. Я вижу, что новое поколение управленцев прекрасно ориентируется в новых технологиях. Оно знает себе цену и более недоверчиво. Чаще ставит под сомнение авторитеты. Думаю, что в этом ничего плохого нет. Сегодня бизнесу необходимо переосмыслить себя и свои подходы в условиях новой реальности (как ее называют на Западе, “new normal”). Так как было прежде - уже не будет никогда.